Фан-сайт группы - «Трубецкой»


Как понять психологию музыкальных способностей


Девушка со скрипкойВсе более актуальным становится направление проблемы развития психологии музыкальных способностей. Среди большого разнообразия научной и популярной литературы, посвященной этой теме, главное место именно этому направлению.

 Основоположник и советский психолог Борис Михайлович Теплов дал классическое определение понятий «Музыкальные способности» и «музыкальность». Он считал, что главное условие музыкальности и таланта — это возможность переживать, разделять целое произведение на отдельные звуки, эмоционально отвечать и чувствовать музыку.

Основа для развития

Под основными способностями, которые составляют ядро музыкальности, следует считать:


 1. Чувство лада — умение эмоционально отличать ладовые функции звуков мелодии.
 2. Слуховое воображение, в том числе и произвольное.
 3. Чувство музыки и ритма — переживание воспроизведения, чувство выразительности ритма и точное воспроизведение мелодии.

Однако, комплекс основных предпосылок, необходимых для успешного овладения искусства музыки, не исчерпан этими тремя составляющими.

Интересные результаты были получены при исследовании учеников профильного училища с довольно высоким уровнем одаренности. Музыкальность исследовали по пяти параметрам: слух, ритм, музыкальная память, эмоциональность и логическое мышление.

Книга Теплова

Было обнаружено, что лучшие показатели демонстрировали дети с более высокой лабильностью нервной системы. При более слабой нервной системе можно обнаружить лучшие показатели по всем приведенным критериям.

Музыкальная память

Одной из книг, в которых рассматривается роль памяти в структуре музыкальных способностей — работа Сергея Михайловича Мальцева «О психологии музыкальной импровизации». Она раскрывает память и ее место в структуре способностей.

Рассматривая представления в процессе исполнения, автор методики делит их на:

 - звуковые, «внутренний слух»;

- вне музыки, зрительные и двигательные.


Свойства этих представлений зависят от свойств кратковременной памяти, где они находятся.

антискрип для авто

При анализе музыкальной памяти важными становятся представления о трех масштабах построений:

 - звук, интонация и мотив;

- тема;

- период, форма в целом.

 Музыкальность формируется в результате предыдущей работы, анализа материала, фактуры, гармонии, полифонии, формы. Значит, симультанное представление — это результат обучения.

  • Дата: 24.07.2017 11:47
  • Ошибка?
2

Добавить комментарий